Пришел стажером и сделал карьеру — миф или реальность?

Может ли стажировка стать стартом блестящей карьеры или это напрасная трата времени? Как скоро неопытные стажеры могут принести реальную пользу компании?

Стажировка — для студента или выпускника, пожалуй, единственный способ сразу попасть на работу в солидную компанию. Но есть типичные опасения: якобы стажеров используют только как бесплатную рабочую силу для рутинных операций, никакого опыта в настоящем деле стажировки не дают, а карьерных перспектив — и подавно.

У работодателей свои страхи: со стажерами придется много «нянчиться», а отдача от этого случится очень нескоро, если вообще когда-нибудь случится.

На самом деле, если бы у этих страхов была реальная почва, со стажировками не стал бы связываться никто из работодателей. По крайней мере, коммерческие структуры точно не стали бы тратить время и силы своих сотрудников на такие программы. Однако стажировки — традиционный, хорошо зарекомендовавший себя способ пополнения кадровых рядов в таких профессиональных областях, как консалтинг (в частности, юридические и аудиторские фирмы), банковская деятельность и маркетинговые агентства. Возможности стажировок активно используются и в молодой ИТ-сфере. Значит, к этому полезному опыту стоит присмотреться и другим отраслям.

Например, Марина Ломадзе, начальник отдела подбора персонала банка «Открытие», рассказывает, что в прошлом году после стажировки в банке осталось работать уже на постоянной основе около 30% стажеров. «Банк поддерживает молодых специалистов. Отбирая стажеров, мы уточняем, что им интересно и в какой области они хотели бы развиваться. У них есть перспектива остаться на различных направлениях, начиная от ИТ-сферы и заканчивая департаментом стратегии», — говорит Марина.

Успешный опыт работы со стажерами в консалтинговой сфере подтверждает Нина Клибанова, руководитель направления подбора персонала в компании КПМГ: «В КМПГ стажировки практикуются давно — наверное, можно даже сказать, что мы были среди первопроходцев, — рассказывает она. — Стажировка в КПМГ — это стартовая позиция, то есть при успешном ее прохождении у стажера есть возможность остаться работать в компании на позиции ассистента или консультанта и строить блестящую карьеру».

Нагляднее всего типичные страхи как работодателей, так и самих потенциальных стажеров развеивают реальные истории о том, как сильные профессионалы вырастали с нуля именно со стажерских позиций. Делимся такими историями.

История № 1: Максим Тургунбаев, начальник отдела интернет-продвижения и развития сайтов банка «Открытие»

На втором курсе (мое направление учебы — экономика и менеджмент) я пришел стажером в банк. Хотел попробовать свои силы в крупной компании. Первые три месяца стажировки не оплачивались, однако по их окончании мне предложили постоянную работу. Трудно не было, было интересно — я очень интересовался всем, что связано с продвижением банковских продуктов (и не только) в Сети и развитием web-сервисов как цифровых каналов общения с клиентом. У меня был опыт, связанный с созданием сайтов, но не хватало опыта детальной аналитики поведения пользователей и построения воронки продаж, поэтому за первые три месяца я получил много знаний.

Мне нужно было составить воронку продаж продуктов банка (вклады и дебетовые карты) через сайт. В частности, требовалось «склеить» все этапы взаимодействия с пользователями, например данные из Google Analitics увязать с банковскими CRM в единую воронку. С одной стороны, это было непросто (данные расходились), с другой стороны — это стало отличным поводом проявить инициативу. Я написал формулу, которая позволяла искать расхождения и объединять данные. Начальник отдела меня поддерживал, но главным стимулом были новые интересные задачи и рост доверия. Еще мне помогал сотрудник, который занимался аналитикой на постоянной основе. С ним можно было обсудить нюансы и узнать детали.

После стажировки мне предложили перейти на должность специалиста. Дополнительно я учился на курсах по web-аналитике. Потом меня стали привлекать к проектам рекламных кампаний с партнерами. Когда стало получаться, предложили занять позицию PM. Потом меня перевели на позицию руководителя проектов.

Спустя некоторое время, в процессе реструктуризации банка и департамента Digital в частности, появилась возможность возглавить отдел, отвечающий за web-разработку и продвижение банковских сервисов. Если суммировать позиции разработчиков и менеджеров, это команда из более чем 30 первоклассных специалистов своего дела.

Получилось, что я с третьего курса совмещал работу с учебой. Примерно треть времени удавалось посвящать университету, остальное время уходило на работу. Договаривался с преподавателями, делал больше работ и домашних заданий, чтобы меньше посещать семинары. Передо мной никогда не вставал вопрос о выборе между работой и университетом. Думаю, это лишь вопрос желания, а найти выход не так уж сложно.

От молодых сотрудников часто не хватает погруженности в задачи и инициативы. Часто люди опасаются брать ответственность, однако это путь развития, который позволяет более успешно нарабатывать навыки.

История № 2: Дмитрий Киселев, старший консультант департамента консультирования компаний финансового сектора компании КПМГ

Компания КПМГ была моим первым рабочим местом. Стажировка оплачивалась, и я был приятно удивлен размером заработной платы.

На начальных этапах работы очень многое зависит от коллектива. По моим личным ощущениям, КПМГ — прекрасное место для старта карьеры. Во-первых, я регулярно получал поддержку от коллег. Во-вторых, сразу после устройства на работу каждому сотруднику назначается куратор — buddy. Как можно понять из названия, это, скорее, товарищ, который готов помочь с решением всех вопросов. В-третьих, все задачи детально описываются. В моем случае учитывались первоначальные умения, что дополнительно мотивировало работать быстрее и качественнее.

Первые задачи погружают стажера в суть работы: освоение базовых навыков, изучение основных программных продуктов и подхода компании к выполнению проекта, лайфхаков, которые пригодятся в рабочем процессе. Перечень таких задач обширен: начиная от подготовки презентационных материалов и заканчивая прохождением обязательных и опциональных тренингов. Сейчас все это кажется обыденным, однако сложно представить, как выстроить рабочий процесс без стартовых навыков.

После прохождения стажировки в КПМГ каждому сотруднику назначается performance manager — старший коллега, который поддерживает подопечного в личном развитии, а также в любой момент готов прийти на помощь.

Стажировку я совмещал с обучением в университете. Первоначально, при устройстве на работу, мне удалось согласовать неполный рабочий график. Во время сессий коллеги зачастую шли навстречу и по предварительной договоренности давали мне возможность переносить сроки ряда проектных задач. В рамках разумного, конечно. Я до сих пор обучаюсь в университете, только теперь уже в аспирантуре.

Если ты стараешься — это обязательно не оставят без внимания и должным образом оценят. Уже на первом году работы (после прохождения стажировки) я был переведен на позицию консультанта первого года (С1), а после — на позицию консультанта второго года (С2).

В дальнейшем мне удалось получить double promotion (повышение через уровень), и сейчас я нахожусь на позиции старшего консультанта второго года (а это спустя 3,5 года в компании), более того, на данный момент снова могу претендовать на «хорошую» оценку по итогам рабочего года.

Говоря о том, как остаться работать в хорошей компании после стажировки, я бы выделил три ключевых момента. Быть более открытым (не бояться обсуждать возникающие вопросы с коллегами, не бояться переспрашивать); быть собой и при необходимости признавать ошибки; позитивно воспринимать любой получаемый опыт.

История № 3: Валентин Губарев, директор департамента вычислительных систем компании КРОК

Я начинал работу в компании КРОК в нулевых, когда термина «стажировка» на рынке еще не было. Тогда я учился на четвертом курсе и пришел на стартовую позицию младшего инженера в сервисный центр. В то время компания динамично росла, поэтому шел массовый набор людей без опыта. На старте все получали небольшую зарплату — около 300 долларов.

Уже тогда в компании шел процесс онбординга в формате семинаров для новых сотрудников, где нас знакомили с ключевыми процессами компании и топ-менеджерами. Но в непосредственных задачах это была скорее «бразильская система», сразу в бой. К руководителю всегда можно было обратиться, что-то подсказывали более опытные ребята. Стажеры, которые находились в одинаковой ситуации, также активно помогали друг другу. В целом коллеги поддерживали и помогли влиться в процесс — это часть культуры нашей компании.

Первые задачи касались работы сервисного центра и были сугубо инженерными. Заказчик сообщал о поломках, мы диагностировали и чинили оборудование, при необходимости заказывая недостающие компоненты. Вскоре мне поручили работу со сторонними сервисными центрами — наверное, заметили менеджерские способности. На этой позиции мне надо было делать 30–40 звонков в день, ничего не упустить. Мы обращались к сторонним центрам, когда оборудование было непрофильным. А значит, требовалось разобраться, куда его отправить, проконтролировать сроки, организовать процесс.

Я всегда старался браться за новые задачи, даже если они были сложными и непонятными. Это развивало. Например, я участвовал в крупном проекте по резервированию всех информационных систем одного из крупнейших банков. Менеджеру требовался помощник, который стал бы для него правой рукой. У меня не было никакого бэкграунда на этот момент, но я согласился. Незабываемое время — мы работали всей командой в режиме 70 часов в неделю без выходных месяца три или четыре подряд. Постепенно за мной закрепилась репутация кризис-менеджера для случаев, когда надо было подхватить и вытащить проект, либо вставала нестандартная, новая и сложная для нас задача.

Университет у меня получалось совмещать с работой, преподаватели шли навстречу. Спасало, что были пары по субботам. Но знания из вуза не слишком пригодились, я работал по другой специальности. Бизнес-образования тоже не получал, все осваивал в бою, через реальные задачи.

Главное для успеха — честно трудиться, постоянно находить задачи, которые развивают. Если выполнять, пусть и хорошо, одну и ту же работу, неизбежно окажешься в зоне комфорта.

История № 4: Кирилл Сидоренко, в прошлом — руководитель коммерческой юридической практики

Моим первым местом работы стала маленькая, на тот момент недавно созданная юридическая фирма. Им не хватало рук, а для меня, студента последнего курса, важнее всего было наработать насыщенный практический опыт. Сначала предполагалось, что в первый месяц я буду работать без оплаты и оформления, но по факту мое усердие оценили очень быстро, и трудовой договор со мной заключили почти сразу, я стал получать зарплату, пусть и очень скромную.

Но главное — с первого же дня работы меня стали загружать настоящими серьезными задачами, а не «разбором бумажек». Одной из первых задач стала подготовка настоящего иска в арбитражный суд. Он касался довольно простого спора, но для меня, тогда еще студента, это было невероятно значимо. Потом я представлял истца в судебных заседаниях по этому делу и выступал там один, без подстраховки старших коллег. Видимо, руководитель посчитал, что даже при полном отсутствии опыта мне хватит знаний, чтобы справиться. То дело стало моей первой, пусть и небольшой, но вполне настоящей победой в суде.

Режим работы был довольно жестким: с понедельника по пятницу с 9:00 до 21:00, да еще и по субботам. В университете мне уже не нужно было ходить на занятия, потому что я находился на преддипломной практике.

Одного определенного куратора у меня там не было. Но все опытные коллеги так или иначе помогали и контролировали работу, отвечали на вопросы. Я знал, что если честно стараюсь сделать максимум того, на что способен, то всегда могу рассчитывать на поддержку и совет. И все равно я испытывал первое время большой стресс из-за страха допустить ошибку. Но примерно через полгода это прошло, появилась уверенность.

Довольно быстро коллеги оценили мою въедливость (в хорошем смысле) и ответственность, мне полностью передали абонентское сопровождение клиентов и стали подбирать для меня новых младших сотрудников. Так я стал начальником отдела корпоративного сопровождения. Еще через пару лет я возглавил коммерческую практику. Через четыре года после прихода в фирму я де-факто стал одним из ее партнеров, которые принимали все наиболее существенные решения.

История № 5: Юлия Изоитко, руководитель направления по работе с рекламными агентствами в департаменте рекламных продуктов HeadHunter

В 2012 году я училась в Нижнем Новгороде в университете ННГУ им. Н. И. Лобачевского по направлению «Управление маркетингом». После второго курса меня подстегивала мысль о конкуренции, с которой я столкнусь, когда придется искать работу после получения диплома. Я поняла, что для преимущества перед другими выпускниками мне нужен опыт работы. На сайте hh.ru я нашла вакансию — компания HeadHunter приглашала стажеров в отдел маркетинга и продаж в нижегородском офисе. Я откликнулась и вскоре стала стажером HeadHunter.

Мои обязанности заключалась в осуществлении холодных звонков с целью привлечения новых компаний-работодателей на hh.ru. Холодный обзвон — непростая задача для любого человека, и, полагаясь на свой опыт, могу сказать, что это та деятельность, которая помогает выйти из зоны комфорта и найти себя. Благодаря этой работе я приобрела очень важные навыки: основы ведения переговоров, стрессоустойчивость и коммуникабельность. Учеба совершенно не мешала моей стажировке, после пар я сразу спешила в офис, чтобы максимум времени посвятить получению опыта работы.

Мне очень хотелось попробовать себя в различных направлениях и понять, что у меня получается лучше всего, я сама просила, чтобы мне давали и дополнительные задания, кроме звонков. Так я получила опыт в проведении исследований, организации мероприятий, однажды даже выступила как спикер в одном из университетов. В результате я точно знала, что моя настоящая работа должна быть обязательно связана со сферой B2B и я непременно хочу общаться с клиентами.

Спустя почти два года, когда моя стажировка подошла к концу, я защитила диплом и переехала в Москву. Но первой работы мечты не случилось: я устроилась на должность аналитика отдела продаж. Спустя буквально несколько недель я поняла, что непременно хочу снова стать частью HeadHunter, но уже на постоянной должности. Зашла на сайт, увидела вакансию в отделе рекламы московского офиса и сразу откликнулась. И тут мне очень пригодилось рекомендательное письмо, которое я получила по итогам стажировки в нижегородском офисе. Спустя полтора года я стала руководителем направления по работе с рекламными агентствами и клиентами «Образования».