Спорный вопрос: отмечать ли гендерные праздники на работе?

Праздники придуманы для того, чтобы объединять людей и приносить им радость. Но в последнее время регулярно бушуют онлайн- и офлайн-битвы между традиционными любителями отмечать 8 Марта с 23 Февраля и новаторами, которые считают эти праздники безнадежно устаревшими или даже возмутительными. Поздравлять ли в такой ситуации коллег? Стоит ли организовывать в компании тематические корпоративные мероприятия?

8 Марта менее спорный праздник, чем 23 Февраля

В феврале мы провели опрос пользователей сайта hh.ru об их отношении к праздникам 23 Февраля и 8 Марта. Оказалось, что отрицательное отношение к Международном женскому дню не более чем у 8% опрошенных. У 23% опрошенных нейтральное отношение, у остальных 69% — положительное.

Большинство (65% опрошенных) воспринимает 8 Марта как праздник всех женщин. Но доля тех, кто относится к нему как к более абстрактному празднику весны и красоты, тоже довольно внушительная — 21%. Еще 14% воспринимают праздник по-своему или затруднились ответить.

Мнение, что гендерные праздники — это сексизм и их не нужно отмечать, поддержали только 10% опрошенных.

Спорный вопрос: отмечать ли гендерные праздники на работе?

К Дню защитника Отечества еще более неоднозначное отношение, чем к 8 Марта. Тех, кто считает 23 Февраля праздником «всех мужчин», меньше тех, для кого этот день — профессиональный праздник военных или отслуживших в армии, — 40% против 46% соответственно. Причем женщины больше склонны воспринимать этот день как праздник «всех мужчин», а мужчины, наоборот, больше склонны считать его праздником военных.

Как при такой путанице разобраться, кого поздравлять, а кого — нет? И стоит ли вообще отмечать эти дни на работе?

Поздравлять или нет?

Хотя отношение к гендерным праздникам не вполне однозначное, традиция их обязательного отмечания еще сильна. Больше 60% работающих соискателей ответили в ходе опроса на hh.ru, что в их компаниях принято организованно поздравлять мужчин с 23 Февраля и женщин — с 8 Марта.

Спорный вопрос: отмечать ли гендерные праздники на работе?

Традиции — хороший способ сплотить коллектив. Если команда поддерживает идею праздников и с удовольствием участвует в их подготовке, от такого настроя выигрывают все, считает Ольга Николаева, директор по персоналу медиагруппы «Актион-МЦФЭР».

Некоторые компании сознательно отказываются от организованных поздравлений сотрудников с 8 Марта и 23 Февраля, зато вводят дополнительный, нейтральный и понятный всем праздник — например, отмечают начало весны.

Если нет уверенности в том, как относятся к 8 Марта и 23 февраля конкретно в вашей компании, лучше провести опрос, прежде чем устраивать грандиозное поздравление. Иначе вместо приятных эмоций можно вызвать обратную реакцию — споры и возмущение.

По данным опроса на hh.ru, в некоторых профессиональных областях доля тех, кто негативно относится к традиции отмечать любые гендерные праздники вообще и в частности к традиции поздравлять женщин с 8 Марта, заметнее, чем в других. Больше всего противников этих традиций в сферах ИТ, маркетинга, рекламы и PR, а также искусства, развлечений и массмедиа. Возможно, потому, что среди представителей этих профессий ультрасовременные тренды приживаются быстрее всего. Так, 14% представителей ИТ-мира считают все гендерные праздники сексизмом, и 13% плохо относятся к традиции поздравлять женщин с 8 Марта.

Спорный вопрос: отмечать ли гендерные праздники на работе?

Любые праздники на работе хороши без принуждения, уверена Наталия Мальцева, директор по персоналу фармацевтической компании «ЭГИС». «В нашей компании принято поздравлять друг друга с 23 Февраля и 8 Марта. Традиционно каждый год женщины готовят сюрприз для мужской части коллектива, а мужчины всякий раз стараются удивить женщин. И у нас это хорошо получается. Единственное правило — добрая воля, инициатива должна идти от сотрудников, а не навязываться сверху. Так что всё зависит от атмосферы в коллективе: насколько у людей есть потребность в таких мероприятиях, важны ли руководству лояльность и вовлеченность персонала. Если все эти составляющие являются частью корпоративной культуры, то такие традиции очень хорошо вписываются в жизнь компании и становятся ее уникальной особенностью».

Как поздравляют там, где это принято

Необычные поздравления запоминаются надолго. А красочные фотографии и восторженные посты на личных страницах сотрудников в социальных сетях хорошо сказываются на укреплении HR-бренда компании.

Польза праздников на работе — в возможности разнообразить будни и снять накопившийся за зиму стресс, считает Анна Чивилева, руководитель HR-департамента компании Antal Russia. «У нас работают очень талантливые люди, которые могут применить свои способности не только в рекрутинге, но и в организации внутренних мероприятий, — рассказывает Анна. — С особым трепетом мы относимся и к Дню всех влюбленных, и к Дню защитника Отечества, и к Международному женскому дню, ведь новогодние праздники уже отгремели, а стресс накопился. В прошлые годы 23 Февраля и 8 Марта запомнились нашим коллегам такими активностями, как шуточный медосмотр с получением «диагноза» и вкусных «лекарств», космические соревнования в виртуальной реальности, шуточные шаржи на коллег и даже выступление фокусника. На 14 февраля в этом году мы провели дартс-турнир».